Электромобили в Беларуси: как изменился рынок за последние 5 лет

Пять лет назад электромобили в Беларуси были скорее редкостью, чем нормой. Сегодня же они уверенно занимают своё место на дорогах страны, а интерес к ним продолжает расти. Что изменилось за это время, какие модели стали популярными, где искать выгодные предложения и как белорусы решают вопрос покупки — разбираемся в деталях.

От скепсиса к устойчивому спросу

В 2020 году электромобили воспринимались как дорогая альтернатива бензиновым авто. Основные барьеры — высокая стоимость, слабая инфраструктура и ограниченный выбор. Однако с тех пор многое изменилось. Государство отменило НДС и пошлины на ввоз электрокаров, активно развивалась сеть зарядных станций, а на рынке появилось больше доступных моделей.

Согласно данным Министерства энергетики, за последние пять лет количество электромобилей в стране увеличилось более чем в 10 раз. Если в 2020 году их было около 1,5 тысяч, то к середине 2025 года — уже более 15 тысяч.

Где в Европе самые дешевые электромобили?

Для многих белорусов покупка нового электромобиля в салоне остаётся недоступной. Поэтому всё чаще рассматриваются варианты авто под заказ из Европы. Наиболее выгодные предложения можно найти в Румынии, Польше и Германии. Например, в Румынии благодаря программе Rabla Plus можно приобрести:

  • Dacia Spring — от 20 800 евро
  • Citroën e-C3 — от 23 300 евро
  • MG4 Electric — от 31 400 евро
  • Fiat 500e — от 33 900 евро

Эти модели отличаются невысокой ценой, приемлемым запасом хода и простотой обслуживания. Особенно популярны среди белорусов Dacia и MG — за счёт сочетания цены и надёжности.

Какие электромобили продаются в Беларуси?

На белорусском рынке представлены как новые, так и подержанные электромобили. Среди новых моделей можно выделить:

  • BYD Dolphin, E2 — от 49 000 BYN
  • Zeekr 001, 7X — от 138 000 BYN
  • JAC E30X — от 56 900 BYN
  • Xiaomi SU7 — от 111 000 BYN
  • BMW i5, Nio ET5/ET7 — от 147 000 BYN и выше

Среди подержанных лидируют Nissan Leaf, Chevrolet Bolt, Tesla Model 3, BMW i3. Эти модели можно найти по цене от $7 000 до $30 000 в зависимости от состояния и пробега.

Нужно ли платить растаможку за электромобиль в РБ?

На сегодняшний день в Беларуси действует льготный режим растаможки для электромобилей, который продлён до 31 декабря 2025 года. Это означает, что при ввозе электрокара не нужно платить таможенную пошлину и НДС, если автомобиль предназначен для личного пользования и не будет перепродан в течение трёх лет.

Однако полностью бесплатной процедура не является. Владельцу необходимо оплатить:

  • Таможенный сбор — 120 BYN
  • Утилизационный сбор — от 544,5 BYN (для авто до 3 лет) до 1225,1 BYN (для авто старше 7 лет)

Важно: если вы решите передать или продать электромобиль гражданину Российской Федерации или лицу, постоянно проживающему в РФ, в течение трёх лет после ввоза, вам придётся возвратить все льготы и уплатить пошлины и налоги в полном объёме.

Таким образом, растаможка электромобиля в РБ действительно льготная, но требует соблюдения определённых условий.

Почему белорусы выбирают электромобили?

Среди причин — не только экономия на топливе, но и экологические соображения. Электромобили позволяют сократить выбросы CO₂, а также обеспечивают более тихую и плавную езду. Кроме того, владельцы получают льготы: бесплатную парковку, возможность движения по выделенным полосам и отсутствие транспортного налога.

Инфраструктура: зарядки становятся нормой

Если в 2020 году зарядные станции можно было пересчитать по пальцам, то сегодня их более 600 по всей стране. В Минске, Бресте, Гродно и других крупных городах появились как медленные, так и скоростные зарядки. Кроме того, активно развивается установка домашних зарядных устройств.

Как белорусы решают вопрос покупки?

Многие предпочитают пригнать авто самостоятельно или через посредников. Это позволяет сэкономить до 30% по сравнению с покупкой в салоне. Особенно актуален этот подход для тех, кто ищет электромобиль с пробегом, но в хорошем состоянии. Популярные направления — Германия, Литва, Нидерланды и Бельгия.

Что дальше?

Эксперты прогнозируют, что к 2030 году доля электромобилей в Беларуси может достичь 20%. Этому будет способствовать дальнейшее развитие инфраструктуры, снижение цен на аккумуляторы и рост предложения на вторичном рынке.

Mercedes-Benz E-Класс AMG W213, S213

83 000 $
249 224 BYN
2020 г.
Car engine
3,0
Бензин
Hand Gear
Автоматическая
83 000 км

Цена с НДС

Mercedes-Benz V-Класс Long 300 d 9G-TRONIC 4MATIC (237 л.с.)

179 000 $
537 483 BYN
2024 г.
Car engine
2,0
Бензин
Hand Gear
Автоматическая
0 км

Toyota Corolla XII (E210), 2021 г.

19 500 $
58 100 BYN
2021 г.
Car engine
1,5
Бензин
Hand Gear
Автоматическая
74 300 км

Цена с НДС

Bentley Continental GT II · Рестайлинг, 2014 г.

74 900 $
220 865 BYN
2014 г.
Car engine
4,0
Бензин
Hand Gear
Автоматическая
37 300 км

Цена с НДС

Land Rover Range Rover Sport III

153 770 $
461 515 BYN
2022 г.
Car engine
3,0
Дизель
Hand Gear
Автоматическая
27 800 км

Porsche Macan GTS

97 500 $
292 763 BYN
2021 г.
Car engine
2,9
Бензин
Hand Gear
Автоматическая
45 000 км

Оставить заявку

Мы свяжемся с вами, как только получим вашу заявку

*Отправляя заявку, Вы подтверждаете, что полностью ознакомлены и согласны с условиями Соглашения о сборе и обработке персональных данных

При нахождении на сайте Вы соглашаетесь

на политику обработки персональных данных.