В последние годы Беларусь активно осваивает такие технически новинки, как электро- и беспилотные автомобили. Например, глава отечественного МИДа Владимир Макей заявил, что Беларусь ведёт переговоры с компаниями из Германии и США о переносе производства электрокаров в нашу страну
«Мы связались с американской компанией, работаем с немецкими компаниями относительно возможности организации производства здесь — в наших свободных экономических зонах или Китайско-белорусском индустриальном парке», — сообщил Макей
К тренду подключились и белорусские СМИ, которые в последний год начали активно публиковать обзоры электромобилей как отечественного, так и зарубежного производства. Кстати, эта тема стоит на личном контроле Александра Лукашенко — по его поручению Национальная академия наук разрабатывает государственную программу развития электротранспорта. Документ обещают подготовить до конца 2017 года
Почему электрокары так популярны?
Постараемся ответить на вопрос, почему темой автомобилей на электротяге занимаются на правительственном уровне. На самом деле самая логичная причина — в скором вводе в эксплуатацию БелАЭС. Избыток электроэнергии нужно будет куда-то девать, потому и была поднята тема выпуска отечественных электрокаров, а также стимулирования спроса на них среди белорусов
Стоит отметить основные плюсы электромобилей:
- Экологичность. Такие машины не используют топливо на основе нефтепродуктов, а потому нет выброса в атмосферу токсичных выхлопов
- Безопасность. По сравнению с классическими автомобилями заметно снижена пожаро- и взрывоопасность
- Экономичность. Бензин и дизельное топливо стоят дороже электричества, а потому экономия для автовладельца очевидна
- Высокий показатель КПД. Если у бензинового движка КПД составляет порядка 45%, то у электрического — 95%
- Низкий уровень шума из-за меньшего количества подвижных частей
Перспективы электромобилей в Беларуси
Сразу стоит сказать — перспективы весьма и весьма неплохие. Правительство озабочено тем, сколько в Беларуси электромобилей и сколько их станет через пять-десять лет. По самым оптимистичным прогнозам, к 2025 году количество электрокаров в стране достигнет 32 тысяч, по пессимистичным — 10 тысяч. Но даже для второго варианта предусмотрено выделение $69,6 млн в качестве субсидий на приобретение этих машин
Такое большое количество электрокаров потребует и обширной сети зарядных станций, с которыми пока наблюдается определённая напряжёнка. Мест, где можно зарядить электромобиль, мало даже в Минске, не говоря уже о трассах и областных городах. В основном установкой таких станций занимается «Белоруснефть». Планы у компании достаточно амбициозные — до конца 2017 года планируется открыть семь новых (четыре из них — в столице), а в ближайшие годы появится ещё 37 мест для зарядки электромобилей на уже действующих автозаправках «Белоруснефти». Кстати, приятная новость для владельцев таких машин — пока что все станции работают в тестовом режиме и подзарядиться можно совершенно бесплатно. Согласно программе по развитию электротранспорта, о которой уже упоминалось выше, к 2025 году в стране должно действовать 260 станций зарядки
О серьёзном настрое правительства говорит ещё то, что в Беларуси пытаются наладить производство собственных машин с электрическим мотором. Прототип был представлен публике летом 2017 года — электромобилем на основе Geely занимается Объединённый институт машиностроения, испытания проходят на полигоне в Липках. Характеристики следующие: передний привод, вес 1,3 тонны, вместительность — пять человек. Сколько заряжается электромобиль отечественного производства, зависит от источника питания — это либо шесть часов (источник 220 вольт), либо три-четыре часа (380 вольт). На одной зарядке машина может одолеть порядка 150 км
Когда белорусский электрокар поступит в продажу — пока не ясно. Однако заместитель генерального директора Объединённого института машиностроения Олег Еловой считает, что уже в 2019 году в городах нашей страны могут появиться первые такси на электрической тяге. Напомним, в начале этого года Лукашенко обмолвился, что хочет сделать Беларусь одной из первых стран с беспилотными авто, в том числе и с электрическими двигателями, а также пообещал запустить первое такси-беспилотник в Минске в 2018 году. К чему приведут такие устремления правительства, мы увидим совсем скоро